Устройство выхлопной системы в ВАЗ 21099

Устройство выхлопной системы в ВАЗ 21099

25.01.2019 0 Автор russiaadcar

Если автомобильному двигателю предоставить возможность свободно «дышать», т.е. создать условия для беспрепятственного выпуска отработанных газов, то, без сомнения, его КПД и мощность увеличатся. Но в таком случае жизнь в городах стала бы невыносимой, а водителям пришлось бы вставлять беруши.

Системы выпуска отработанных газов постоянно совершенствуются, на них возлагаются дополнительные функции, связанные с уменьшением токсичности и оптимизации топливной смеси. Исключения не составляет и ВАЗ 21099 – некоторые, особенно реэкспортные, авто этой модели уже в начале 2000-х оснащались каталитическими нейтрализаторами и λ-зондами. Для чего нужны эти новшества – немного позже, начнём же описание с устройства выхлопной системы на карбюраторном ВАЗ 21099.

Выхлопная система карбюраторного ВАЗ 21099

Кроме выпускного коллектора, установленного на ГБЦ, она состоит из трёх основных элементов (см. рисунок ниже):

  • приёмной трубы 3;
  • дополнительного глушителя («резонатора») 6;
  • глушителя 7.

Устройство выхлопной системы в ВАЗ 21099

Для крепления деталей к кузову на глушителе и резонаторе сделаны крючки, за которые эти детали подвешиваются к днищу через резиновые подушки 5.

Для того, чтобы фланец приёмной трубы не испытывал перегрузок при колебаниях в движении, предусмотрен кронштейн приёмной трубы 1, крепящийся к блоку.

Между фланцем и коллектором стоит уплотнительная металлоасбестовая прокладка 2; соединения труб, торцы которых развальцованы, выполнены при помощи специальных хомутов 4 с металлическими кольцами:

Устройство выхлопной системы в ВАЗ 21099

Возможные отличия выхлопной системы на инжекторных ВАЗ 21099

На инжекторных двигателях выхлопная система без обратной связи имеет абсолютно идентичное вышеописанной схеме устройство, но машины, поставлявшиеся на экспорт, отличались наличием в ней кислородного датчика (λ-зонда) и (не всегда) каталитического нейтрализатора.

Владелец такого автомобиля зачастую не подозревал о таких изменениях в конструкции, пока не появлялись проблемы, связанные с системой выпуска.

Устройство выхлопной системы в ВАЗ 21099

Кислородный датчик «врезается» в приёмную трубу (рис. выше). Он определяет концентрацию несгоревшего кислорода в отработанных газах, что служит критерием оценки эффективности сгорания топливовоздушной смеси. ЭБУ, после обработки данных ДК, изменяет в соответствии с ними управляющий сигнал на форсунки, изменяя количество впрыскиваемого топлива.

Катализатор (рис. ниже) устанавливается после приёмной трубы и служит для уменьшения токсичности выхлопа путём сжигания окиси углерода. В отличие от резонатора, он имеет фланцевое соединение с приёмной трубой:

Устройство выхлопной системы в ВАЗ 21099

Некачественное топливо вызывает быстрое «забивание» ячеек катализатора, что создаёт избыточное сопротивление движению газов и приводит к потере мощности мотора. По этой причине многие владельцы заменяют его простой вставкой в выхлопную систему, либо разрушают и вытряхивают керамику. Правда, после этого приходится вносить изменения в ПО ЭБУ, т.е. делать перепрошивку.