Устройство и ремонтные работы КПП в ВАЗ 21099

25.01.2019 0 Автор Иван Берёзин

Любой автомобиль оснащается трансмиссией. В её состав обязательно включена коробка переключения передач. Подобный агрегат позволяет обеспечивать передачу крутящего момента на ведущие колёса автомобиля.

Конструкция и особенности работы

Автомобили ВАЗ 21099 комплектуются механической коробкой передач. На машины ранних серий завод-изготовитель устанавливал четырёхступенчатые коробки передач. В дальнейшем конструкция агрегата претерпела изменения и коробка стала пятиступенчатой.

Конструктивно данный агрегат представляет собой механический редуктор с возможностью изменения передаточного усилия на выходном валу. Также с коробкой передач сопряжены главная передача и система дифференциала автомобиля.

Основными частями коробки переключения передач (КПП) считаются:

  • корпус, образующий картер агрегата;
  • первичный вал;
  • вторичный вал;
  • ведущие и ведомые шестерни;
  • механизм переключения передач;
  • синхронизаторы;
  • кулисный узел;
  • привод спидометра;
  • элементы уплотнения;
  • подшипники различных типов;
  • изделия для крепления и фиксации отдельных частей.

Передаточные числа КПП подобраны с полным учётом эксплуатационных и динамических параметров автомобиля.

Плавное переключение при движении вперёд обеспечивается с помощью синхронизаторов. Такое решение позволяет обеспечить удобство управления машиной и снижает утомляемость водителя.

Передача заднего хода не обеспечена синхронизатором, поскольку зацепление шестерён в такой ситуации происходит в щадящем режиме.

Схема переключения КПП ВАЗ 21099 отличается от классического семейства машин из Тольятти. Следует отметить, что подключение заднего хода производится в одной плоскости с пониженной передачей, что иногда приводит к досадным недоразумениям.

Основной особенностью трансмиссии автомобиля является переднее расположение ведущих колёс. Данное обстоятельство привело к созданию оригинального привода переключения передач. Управляющий рычаг коробки связан с исполнительным механизмом через специальную тягу привода.

В качестве смазки применяются трансмиссионные сорта, а в некоторых случаях и моторное масло подходящей вязкости.

Вероятные поломки

Агрегаты трансмиссии работают в достаточно тяжёлых условиях. Подобное обстоятельство приводит к необходимости проведения своевременного осмотра и регулировки КПП. В некоторых случаях требуется проведение ремонтных операций.

Основные неисправности:

  • течь масла из корпуса или уплотнительных элементов;
  • посторонние стуки в районе КПП;
  • затруднённое включение или самопроизвольное выключение отдельных передач;
  • неправильная работа органов управления коробкой передач;
  • перегрев агрегатов.

Появление масляных следов свидетельствует о превышении уровня масла в картере, а иногда о повреждении корпуса.

Шумная работа на нейтральной передаче, как правило, вызвана повышенным люфтом подшипников либо пониженным уровнем смазки в картере.

Переключение передач с посторонними звуками может происходить ввиду повышенного износа синхронизаторов. Также поломка синхронизатора и его стопорной муфты вызывает самопроизвольное выключение передач. Постепенно подобный дефект может привести к замене отдельных шестерён, а иногда целого блока.

В случае, когда гремит рычаг, следует обратить внимание на состояние карданного соединения привода управления. Болтовое соединение данного узла постепенно теряет свои свойства, что вызывает повышенный люфт.

Повышенная температура узлов трансмиссии может быть вызвана неправильной регулировкой расположения зубчатых колёс, повышенных люфтов подшипников, а также применением смазки с некорректными параметрами.

Проведение ремонта

Знание устройства КПП ВАЗ 21099 облегчает проведение ремонта этого сложного узла. При возникновении указанных выше неисправностей лучшим выходом становится обращение в специализированный сервис. В таких организациях производится полный цикл подобных работ с применением специализированного инструмента. К тому же обеспечивается гарантия проведённого ремонта и применение качественных материалов и комплектующих.

Тем не менее, многие автовладельцы проводят ремонт кпп (5-ти ступок) ВАЗ 21099 своими руками. Подобная операция может выполняться в гаражных условиях при наличии определённых навыков. Чтобы снять КПП, необходимо работать в такой последовательности:

  • демонтировать защиту катера двигателя;
  • снять тросовый привод сцепления;
  • снять стартёр;
  • рассоединить трос привода спидометра;
  • снять разъёмы с датчика заднего хода;
  • демонтировать элементы подвески передних колёс;
  • снять ШРУС;
  • обеспечить возможность безопасного вывешивания двигателя;
  • ослабить и разобрать элементы крепления КПП ВАЗ 21099;
  • вывести первичный вал из зацепления с деталями сцепления;
  • осторожно вывести агрегат из подкапотного пространства.

Для удобства проведения работ с машины снимается капот и аккумуляторная батарея. В качестве опор для вывешивания двигателя могут применяться деревянные бруски.

При этом следует учитывать, что подобные мероприятия требуют правильной организации рабочего процесса. Рабочее место должно быть снабжено ровной поверхностью и местом для хранения снятых частей.

Сборка коробки передач производится в чётком соответствии руководства по ремонту и эксплуатации автомобиля. При выполнении монтажа частей и агрегатов следует применять динамометрические ключи для правильной затяжки крепёжных элементов. Все уплотнения и стопорные изделия должны быть заменены.

После проведения сборки часто требуется регулировка рычага управления КПП, поскольку передаточная тяга механизма нередко болтается из-за повышенного зазора в соединениях.